Каталог статей.


Адаптация ребенка с задержкой развития.

Здоровье человека — довольно хрупкая вещь. Ведь равновесие всех взаимосвязанных систем организма человека может быть разрушено мало-мальским дисбалансом. Восстановление в таком случае требует долгого и кропотливого труда, а нередко — просто ювелирной работы специалистов.

 Но все мы знаем, что не существует нерешаемых задач. Если человек борется — значит у него есть надежда, которой уже может быть достаточно, чтобы победить самый серьезный недуг. А у родителей есть и огромная любовь к собственным детям. С ней они непобедимы в естественном желании подарить им здоровую жизнь.


Задержка речевого развития (ЗРР), возникающая по ряду причин, влечет за собой отставание развития других психических навыков, то есть задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это серьезная проблема, с которой — увы — мы сталкиваемся все чаще и чаще.


Задержка психоречевого развития, как правило, связана с различными психоречевыми расстройствами, она является следствием нервно-психических заболеваний. Ее могут вызывать такие различные патологии, как детский церебральный паралич (ДЦП) с недоразвитием экспрессивной речи и снижением интеллекта, последствия патологии центральной нервной системы (ЦНС) с синдромом гипервозбудимости, иногда до истерических проявлений, а также задержкой психоречевого развития с литеральной парафазией (замена звука или буквы в словах устной и письменной речи), аутизм с признаками асоциального поведения, гипертензионно-гидроцефальный синдром (неустойчивость внутричерепного давления у детей раннего возраста), который также протекает с расстройством речи и другие.


Очень часто основная проблема не лежит на поверхности. И серьезные заболевания подчас выявляются родителями и врачами случайно, тогда, когда оказать реальную помощь ребенку уже бывает поздно. Дети не могут описать, что их беспокоит, с чем у них связаны трудности, поэтому в работе с ними необходимо уделять внимание каждой мелочи, чтобы выявить дисгармонию развития и не дать ей усугубиться. Задержка развития в раннем возрасте — коварная вещь. Поскольку именно в этот период организм ребенка развивается стремительно, очень важно на фоне лечения как можно раньше начать коррекционную работу с ребенком.


Но в работе с детьми есть еще несколько особенностей. Многие педагоги сходятся во мнении, что больший результат дает не объем работы, а тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, гарантирующий эффективность затраченного труда. Поскольку детские специалисты имеют навыки общения с «особыми» детишками, то помощь в работе с ребенком требуется, как правило, родителям.


Что это: эпидемия или закономерность, которую иллюстрирует наш образ жизни — с уверенностью не берется судить никто. Но самое грустное, что детей с особенностями развития сегодня становится все больше и больше, а мер государственной поддержки на уровне министерств и ведомств, позволяющих обеспечить таким детям раннюю диагностику, своевременное корректирующее лечение, достойную социальную адаптацию и защиту практически нет. Проблемы часто обнаруживаются случайно, иногда стихийно и — самое ужасное — запоздало, а главное, они решаются родителями самостоятельно, в меру материальных и других возможностей. Тогда как в странах Европы и Америки этой проблеме посвящены сотни государственных и общественных институтов, о ней говорят, ее решают сообща, в нашей стране по-советски стыдно говорить о том, что у тебя «особый» ребенок, не такой, как все.


Основным вопросом для родителей ребенка, у которого существуют проблемы с развитием речи, адаптацией в коллективе сверстников, обучаемостью, коммуникацией, является не нахождение виноватого, а поиск способов оказания всесторонней и своевременной помощи ребенку, которая позволит малышу жить полноценной жизнью, научит мечтать, радоваться каждому дню, строить планы и претворять их в жизнь рядом со сверстниками. Ведь решающим фактором в успешной адаптации «особого» ребенка по-прежнему является осведомленность родителей малыша и их стремление во чтобы то ни стало побороть детский недуг.


Мамам и папам в работе с «особым» ребенком важно сохранять спокойствие и не устраивать гонки за полным соответствием показателей развития ребенка среднестатистическим, а добиться, прежде всего, стабильной положительной динамики развития малыша. При этом крайне важен момент «присоединения» родителей к ребенку, установления с ним доверительного общения в формате диалога, создание особой домашней среды: стимулирующей развитие крохи.