Каталог статей.


Северное море.

Всем известна истина о том, что вода является источником жизни для человека, однако, при неумелом и неправильном использовании этого ресурса, она может стать источником человеческой смерти. Английский принц Чарльз назвал Северное море негативным определением «клоака», образно заявив о том, что пока народ будет ждать врачебного диагноза, пациент, т.е. море, может уже погибнуть.

 

рекомендуем техцентр

СМИ западной Германии более жестко употребили термин принца в своих публикациях, сравнив море, с древнеримской канализацией. Вообще во многих публикациях и заметках, говорится о том, что Северное море используется как свалка уже на протяжении ста пятидесяти лет. 
   Обратимся к отчету 1972 года, профессора Бремерхафенского института морских исследований С.А. Герлаха, который составил документ, о воздействии загрязнений на морскую экосистему. В нем описывалось, что индустриально развитые страны, у берегов которых расположено Северное море, не щадят его природного значения. Они используют морскую воду и впадающие в нее реки, как свалку для своих промышленных отходов и зону перемещения торговых и пассажирских судов. При этом, флора и фауна полностью не разрушены, и даже  существует рыбный промысел. Однако, имеются очаги отравлений. Например, птицы, которые коснулись нефти, вылившейся из танкеров, непременно погибают. Свежая нефть действует как яд, к тому же замасливает перья, что препятствует нормальной жизнедеятельности птицы. В местах выбросов ядовитых отходов очень часто гниет рыба, и если она не погибает, то является отравленной. Например, у берегов Роттердама рыба получила определенную дозу ядов и не погибла.

Убийственное вещество просто накопилось в живом организме. От этой заразы погибли крачки, которые как раз таки питались этой морской рыбой. После чего популяция этих птиц уменьшилась. К примеру, на побережье Нидерландов в 1954 году существовали гнездовья для 40 тысяч супружеских пар крачек, в 1966 году их стало уже 1200. Это значительная природная потеря. 
В открытом море отмечаются частые случаи наблюдения большого количества мертвой рыбы. Проследить взаимосвязь гибели морских организмов с выбросом ядовитых веществ затруднительно. Доподлинно известно, что даже малая доза ядохимиката может вызвать смерть живого существа. Важно предупредить дальнейший рост концентрации химически неприемлемых элементов в водах Мирового океана. Пока концентрация не достигла критической отметки, и в 10-100 раз ниже опасного уровня, но это не повод для радости. Имеются виды тяжелых металлов и хлорированных углеводородов, которые хорошо растворяются в живом веществе, которое образует клетки растений и животных. Такие нехорошие элементы очень хорошо скапливаются внутри живых организмов. Например, например моллюски и некоторые из видов червей очень быстро и легко усваивают химическое вещество ДДТ (инсектицид). Они накапливают серьезные дозы этого убийственного вещества в своих тканях. Морские обитатели отменно накапливают ртуть, свинец. Не вызывает удивления и тот факт, что большинство различных отравляющих веществ, скапливается в организмах крупных морских долгожителей, питанием которым служит рыба средних размеров. Например, тюлени, финские нерпы. Ученые, исследователи, экологические правозащитники обеспокоены сокращением численности тюленей у берегов Северного моря и птиц, обитающих в Ирландском море. По одной из версий, гибель животных произошла из-за аккумуляции вредных веществ в организме. Известно, что из-за попадания в пеликанье яйцо нескольких миллиграммов ДДТ происходит процесс утоньшения яичной скорлупы. В результате самка пеликана едва ли может высидеть такие яйца. Они разрушаются или уничтожаются под тяжестью тела птицы. Калифорнийские пеликаны находятся под угрозой исчезновения, так как в их яйцах содержится большое количество ДДТ. Начиная с 1969 года, они не могут нормально размножаться и медленно вымирают. Самое страшное, что такое же будущее ждет и других морских птиц, если уровень ДДТ в морской экосистеме повысится. Яд будет накапливаться в рыбе, которая является звеном пищевой цепи птицы. 

рекомендуем техцентр
В германском Бонне в 1980 году состоялся Совет экспертов по вопросам окружающей среды. Результатом явился опубликованный членами Совета неутешительный отчет о состоянии морской экосистемы. В первую очередь описывалось тяжелое экологическое положение Гельголандской бухты, которая находилась на грани природной катастрофы. Если, помимо других загрязнений, туда попадет еще и нефть, то существование и жизнь в бухте будут находиться под большим вопросом. Во-вторых, в отчете описывались данные полученные от Федерального научно-исследовательского института рыболовства. Специалисты учреждения утверждали, что в особенно загрязненных участках Северного моря фиксируются случаи пораженной опухолями популяции камбалы. Также зоологи обнаруживали особи тюленей с серьезными брюшными опухолями. 
Зачастую процессы и преобразования, происходящие в экосистемах, можно отследить только благодаря специальному высокотехнологичному оборудованию, например, электронному микроскопу или газовому хроматографу. Признанный и общеизвестный факт, что в конечном участке Эльбы найдены радиоактивные элементы. В речную воду радиация попадает благодаря сточным водам французских и британских промышленных гигантов по переработке ядерного топлива. Цезий и стронций больше чем за год преодолевают большие расстояния по течениям из Бретани к берегам Германии, а через Скагеррак могут доплывать и до Балтийского моря. Казалось бы, что плохого в том, что какие-нибудь мелкие черви, или морские обитатели вобрали в себя радиоактивные частицы, выброшенные из заводов. Ну, скопились вредные вещества в этих мелких представителях живого мира и что нам с того, подумает рядовой обыватель. Только ученые, экологи, исследователи с ним в корне не согласятся. Науке уже давно известно, что человек является звеном огромных пищевых цепей, а эти самые маленькие черви или морской планктон, зачастую составляет ему компанию в таком природном механизме. Человек может употреблять в пищу рыбу или птицу, которая съела маленького червяка с большой концентрацией яда в организме. Тем самым люди подвержены опасности не меньше животных. В целом, ситуация с морскими загрязнениями достаточно неприятна и может вызвать природную катастрофу. Истории известны и примеры. В пятидесятых годах двадцатого века в Минамате, которая является одной из бухт Японии, произошла массовая эпидемия и гибель людей. Причиной такого несчастья явилась рыба, которую употребляли в пищу жители бухты. Морские обитатели накопили в себе ртуть. Самое страшное, что обычным делом является сокрытие фактов загрязнения экосистем, особенно если дело выходит за рамки отравления червей или каких-либо мелких природных представителей. Виновники заражения пытаются либо свернуть скандал, либо представить его в выгодном свете, без учета научных и тревожных фактов. 

рекомендуем техцентр


Были случаи, когда химические фирмы, расположенные в Западной Европе, делали заявления о том, что избавились от своих ядовитых отходов производства посредством их вывоза в Азию, точнее Сингапур. Как выяснилось, никакого опасного груза туда не прибывало. В прессе нашумела история о том, как журналисты препятствовали судну с выходом в море. Такая акция была обоснована тем, что на борту морского корабля находились вредные отходы производства. Капитаны, управляющие этими суднами, сделали все, чтобы скрыть настоящую природу того, что они перевозили. 
В Северном море ведется отлов рыбы. Зачастую рыбаки разочаровываются, увидев свой улов, так как он совершенно не удовлетворяет требованиям рынка сбыта. Например, попадается камбала с красными опухолями на теле, угри с огромными опухолями, размером с человеческую голову, скумбрия с отверстием на животе, корюшка с нарывами на плавниках и это далеко не весь список увечий, обнаруженный у морских обитателей. Естественно такая некрасивая и больная рыба идет обратно за борт, но сам факт наличия таких особей очень настораживает и пугает. Рыбаки сообщали о том, что нередко выбрасывают около 30% пойманной рыбы. 
Специалисты не могут подвести черту и сделать детальный анализ ситуации, наблюдающейся в морской экосистеме. Доподлинно неизвестны причины, масштабы и последствия загрязнения, что само собой является негативной тенденцией. Тот же Совет экспертов по вопросам окружающей среды делал опору и акцент на теоретической  базе, а ни на практических данных. Пока не разработаны какие-либо грандиозные и масштабные программы по мониторингу загрязнений моря. Ученые остаются без реальных и весомых научных фактов, доказательной базы, цифр. Ко всему прочему действие отдельных химикатов на морскую растительность и животных является мало исследованной областью. Например, китайский зоолог Дрешер сообщал о том, что в природу ежесекундно попадают различные химические элементы и вещества и изучить их взаимодействие с окружающим, с флорой и фауной, достаточно тяжело, а в некоторых случаях практически нереально. Такая сомнительная ситуация натолкнула специалистов в экологической области сделать выводы о том, что пока не запустились катастрофические последствия или явные экологические проблемы, властные политические структуры будут отмалчиваться и не принимать никаких превентивных кризису мер. А когда случится так, что признаки загрязнения будут видны невооруженным глазом, может уже не быть точки возврата. Северное море может безвозвратно погибнуть. 
К всеобщему счастью таких случаев пока не наблюдалось, но в любой момент у берегов Германии может потерпеть крушение один из супертанкеров, которые перевозят нефть. Такая авария приведет просто к необратимым последствиям, практически все живое погибнет и задохнется от нефтяной пленки и химических веществ. Именно над районом Эльбы и Темзы уже давно нависла такая нефтяная угроза. В этой области ежегодно перевозятся миллионы тонн сырой нефти и ее продуктов, бывает, случаются и аварии или столкновения судов. Пока никаких страшных морских катастроф не зафиксировано, но еще не вечер. Морской экосистеме несут опасность не только корабли, но и трубопроводы, по которым течет нефть. Случаются аварии и на буровых платформах. Для изучения возможных последствий аварии танкера у берегов Германии, исследователи окружающей среды обратились к случаю крушения танкера «Торри Кэньон» у скалистых берегов английского Корнуолла. Происшествие произошло 18 марта 1967 года. Чтобы уничтожить кувейтскую нефть, которая оказалась как на береге, так и в море, применили диспергаторы химических соединений. Они разбивали сплошной слой нефти на небольшие капли. Авария убила мелких обитателей берега: морских желудей, улиток, огромное количество чаек. Два года восстанавливалось побережье после перенесенного инцидента, но впереди еще ждал долгий период полного «выздоровления» окружающей среды. В областях применения диспергаторов ситуация оказалась хуже. Флоре и фауне потребовалось десять лет, чтобы хоть как-то оживиться, потому что оружие против нефтяного слоя, оказалось хуже самого врага. В случае попадания нефти на болотистые берега юго-восточной области Северного моря, ситуация будет еще хуже. Эта часть берега, которая тянется от датского Эсбьерга до голландского Хелдера – неповторимый природный район Мирового океана. На отмелях ила здесь проживает множество мелких морских обитателей, с разной степенью полезности для окружающей среды. В районе находится множество видов птиц, которые находят здесь пищу и строят свои гнезда. Многие виды рыб размножаются в водах этого морского участка. Если нефть прольется, то она уничтожит все. Мировая общественностью остается неравнодушной к таким серьезным авариям танкеров. Но проблема загрязнения морей нефтью еще глубже. Известно, что сама природа допускает попадание черного золота в морские воды. По одной из теорий, нефть как раз произошла из океана, и, представляет собой древние остатки морских организмов. 
Нефть – потенциальная причина гибели всего Мирового океана. Человек перевозит черное золото по морю и добывает его в нем. Угроза загрязнения нефтью есть всегда. В 1978 году в мире существовало около четырех тысяч танкеров, которые занимались перевозкой около двух миллионов тонн нефти, примерно 60% общемирового потребления продукта. Теперь, примерно 450 миллионов тонн сырой нефти, что составляет 15 % мировой добычи в год, поступает из залежей полезного ископаемого, расположенного под морским дном. Ежегодная добыча морской нефти составляет около двух миллиардов тонн, и, все это богатство требует морской перевозки. 
Национальная академия наук США подсчитала, что во время перевозок танкеры теряют около 1,6 миллиона тонн. Но это далеко не вся нефть, попадающая в морскую воду. Черное золото попадает в воду и из сухогрузов, природных источников, заводских отходов производства. Что в дальнейшем происходит с нефтью предсказать трудно. Масла, попадающие в воду, наделены разным составом и свойствами, да и само море действует на них непредсказуемо по ряду факторов от температуры воды до направления ветра.  Также многое зависит от количества потерянной нефти. В общем, знание целого ряда факторов, позволит дать правильную и глубокую оценку загрязнения открытых морских вод нефтью. Ведь одна ситуация, когда черное золото проливается у берегов, и совсем другая, когда в открытом море. 

рекомендуем техцентр
При потере нефти во время крушения танкера «Торри Кэньон» были приняты быстрые меры, и, нефть была частично уничтожена. Но есть районы, которые загрязняются естественным путем. Например, пролив Санта-Барбара у берегов американской Калифорнии. Там каждый год из морских трещин просачивается около 3000 тысяч тонн нефти, но берег на удивление не загрязнен. Происходит это благодаря тому, что нефть частично испаряется, но для этого требуются временные ресурсы. Стоит отметить, что тяжелые нефтепродукты не испаряются. Также нефть взаимодействует с морской водой и благодаря такому контакту разбивается на мелкие капли. Затем нефть просто растворятся. Черное золото, исчезнувшее с морской глади, в дальнейшем подвергается биологическим, химическим и механическим процессам, которые приводят к разложению продукта.  Существует более ста видов различных бактерий, грибков, губок, водорослей, которые способны бороться с элементами нефти. В хороших условиях эти мелкие организмы приводят к разложению нефти в быстром скоростном режиме. Также углеводороды нефти исчезают под действием солнечных лучей.  Тяжелые нефтяные остатки тонут и, в последствие, заселяются неприхотливыми живыми организмами. Птицы наиболее подвержены негативным влияниям нефти по сравнению с другими морскими обитателями.
Данные разных исследований свидетельствуют о том, что нефть, попавшая в море, не создает серьезных проблем для живой природы и не обладает накопительным свойством. Таким образом, попадание черного золота в человеческий организм, посредством пищевой цепи – невозможно.  Но в исследованиях указываются оговорки. Бывают случаи, когда нефть несет в себе опасность для флоры и фауны морей. В частности, нефтяные продукты таят в себе угрозу: бензин, дизельное топливо и т.п. Опасно и разлитие черного золота на берег, если же выброс происходит в воде, то последствия не так страшны. Проводились конкретные эксперименты над морскими животными, связанные с влиянием нефти на них. Было доказано на многих видах, таких как крабы, двустворчатые моллюски, разные виды мелкой рыбы, что никаких вредных и серьезных последствий для представителей фауны не наблюдалось.  Вывод можно сделать один: нефтяные катастрофы имеют совершенно разные последствия, в зависимости от места, где произошли. Если это была прибрежная зона, то требуются серьезные меры по ликвидации катастрофы, а если открытое море, то, по сути, никаких сил к устранению нефти применять не нужно, все сделает сама природа. 
Нефтяная авария у берегов, требует быстрого и адекватного устранения. Результат борьбы с черным золотом будет зависеть также от географических и погодных условий. В меры по устранению катастрофы входит и экстренная перекачка нефти с судна потерпевшего крушение, на резервный танкер. Если на море штиль, то аварийный танкер окружают загородками и пытаются выкачать нефтяное пятно. Разработано много технических приспособлений способных бороться с нефтяными пятнами, но эффективно действовать они могут в случае спокойного моря. На данный момент в Германии и других развитых странах ведется работа над выходом оборудования, способного устранять аварию и в непогоду. Помощь механизированным средствам борьбы с катастрофой оказывают и химические диспергаторы. Их действие значительно облегчает борьбы с разлившейся нефтью.
Так ли ужасна и уникальна ситуация с морским загрязнением в Северном море? Безусловно, загрязнение экосистемы присутствует, но назвать его уникальным никак нельзя. Многие из мировых морских пространств покрыты нефтяными пленками, такова наша реальность. Человеческие потребности растут, и, это оказывает негативное влияние на окружающую среду. Силами ученых, исследователей и экологов должны быть приняты меры по минимизации последствий и предотвращению катастроф, связанных с загрязнением вод Мирового океана.

рекомендуем техцентр