Каталог статей.


КТО ТАКОЙ «УДЕРЖИВАЮЩИЙ»? 4

Да и где был «удерживающий» в первые три века христианства (а ведь именно тогда о нем упоминает апостол Павел)?

 

В толковании Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы мо­жем видеть авторитетнейшее резюме всех почти святоотеческих толкований понятия «удерживающий».

«Удерживающее означаетъ препятствiе, не допускающее антихристу от­крыться; то, что м’Ьшаетъ... Это Римское государство. Ибо пока оно не разру­шится, антихристъ не будетъ иметь возможности делать то, что ему угодно... Когда же будетъ взято отъ среды Римское государство, тогда антихристъ при- детъ. Потому что до тЬхъ поръ пока будутъ бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будетъ разрушено, тогда во­дворится безначалiе, и онъ будетъ стремиться похитить и человеческую, и божескую власть».

Именно в качестве Римской империи толковал понятие «удерживаю­щий» великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст.

Апостол Павел пишет: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящий­ся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знае­те, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 3-8).

Как уже было сказано выше, из рассмотрения самого текста видно, что «удерживающий» настолько мощен, что может сдерживать натиск мирового зла, а с другой стороны, заметим, что апостол не дает нам возможности втис­нуть какое-либо значительное время между взятием «удерживающе­го» от среды и явлением антихриста.

Если после «взятия от среды» в 1917 году русского православного царя, которого многие монархисты считают именно тем «удерживающим», о кото­ром говорит апостол Павел, то возникает естественный вопрос: почему анти­христ не явился сразу в 1918 году, согласно ясным словам апостола: «...пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется без- законник»? Ведь «удерживающий» — это то, что удерживает от немедлен­ного воцарения в мире абсолютного зла, которое будет персонифицировано в человеке греха — антихристе. Только мощное государство (Римская импе­рия — это собирательный образ мощной государственности на все века) в со­стоянии сдерживать его приход.

Итак, «удерживающим» является сильное государство. А в нынешний ис­торический период «удерживающий» — это только Российское государ­ство.

И как только Российское государство (империя) будет разрушено (а на это направлены все мировые антихристианские силы зла!), так не останется боль­ше той силы, которая способна еще удерживать пришествие зверя. Именно так современные историософия и политология прекрасно согласуются с тол­кованием понятия «удерживающий» великим учителем Церкви св. Иоанном Златоустом. Поэтому укрепление суверенитета России, ее оборонной мощи и победа в информационной войне с евро-атлантической либеральной идео­логией — глобальной религией будущего — будут и отдалением сроков при­шествия антихриста.

До тех пор пока в мире существуют государства, не вписывающиеся в ми­ровое либеральное содружество без границ, по типу Евросоюза, существует «удерживающий». Когда же на земле не останется ни одного государства с суверенными границами, а будет единая либеральная империя, без гра­ниц, со всемирным тоталитарным либеральным порядком, тут-то и во­царится антихрист как император всего мира.

Возможно, в будущем, если в России придут к власти проамериканские ли­бералы и наше государство будет расчленено, «удерживающим» станет Китай или какое-то исламское государство, например Иран, не преклонившее своей выи пред США и всемирным либеральным порядком.

Но в любом случае «удерживающим» останется мощное государство — Рим­ская империя, по Златоусту.

Что же касается некоторых русских святых, трактовавших понятие «удер­живающий» как православного самодержавного монарха, то следует непре­менно учитывать, что жили они во времена самодержавной монархии и поэто­му их понимание слов апостола Павла было этим и обусловлено: они полагали, что никогда монархия в России не рухнет. И если мы будем учитывать это обстоятельство, то все встанет на свои места: их понимание «удерживающе­го» в лице самодержавного монарха тогда встраивается в русло традиционно­го толкования.

Итак, во всем должна быть рассудительность, которую Святые Отцы име­нуют высшей добродетелью.