Каталог статей.


СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 4

Скука — довольно честное и нелукавое состояние. В нем трудно обмануть самого себя или кого-то, ибо в скуке проявляет себя великое равнодушие ко всему, к себе, другим, миру, вселенной. Это чистая незаинтересованность, бес­корыстие и неутилитарность. В этом смысле скуку можно воспринимать в боль­шей степени как эстетическое, нежели этическое и психологическое явление.

 

Равнодушие есть своего рода субстанция скуки, в которой она проявляется в большей мере. Когда мы заинтересованы в чем-то, то в нас играют корыст­ные, эгоистические мотивы; нам не безразлично, что мы делаем, что выбираем, поскольку страстно вовлечены в жизненный процесс. И вдруг полное безразли­чие и апатия. Причем это состояние приходит не только к стоикам и буддийским монахам, но настигает любого, самого метафизически неискушенного человека.

И вот она, предельная честность. Слова Сократа «Как много здесь вещей, в которых я не нуждаюсь», сказанные по поводу изобилия на афинском рынке, вдруг экстраполируются на все мироздание в целом, о котором так с каким-то торжественным равнодушием может сказать любой, самый незначительный обыватель. Еще вчера он был активен и возбужден, еще волновало множество вещей, он переживал за каждую мелочь, которая может повлиять на качество его жизни. А сегодня он вместе с Фаустом готов сказать: «Мне скучно, бес».

Что за удивительная метаморфоза, которая происходит с людьми в скуке?! Не нужно заниматься годами медитацией, рефлексией и аскезой, чтобы выра­ботать блаженное равнодушие к себе и миру. Достаточно чуть дольше задержать внимание на утреннем нежелании идти на работу и бросаться в пучину кипучей деятельности. Достаточно посмотреть из окна на то, как идет по дороге вон та женщина в черном или мальчик бежит куда-то опрометью. Всего этого доста­точно, чтобы ощутить себя Экклезиастом или Ницше.

Скука возвращает нам подлинное человеческое величие, которое мы бес­конечно утрачиваем, оскорбляя свое достоинство бесчисленными делами, которые отвлекают нас от главного. В конце концов, именно скука дает нам ни с чем не сравнимую возможность попасть в «ситуацию Сизифа» и почувство­вать, что такое человеческая участь.