Каталог статей.


КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. 2

В 1929 году Текстильстрою было поручено строительство четырех комплек­сов студенческих общежитий на 10 тысяч мест. По согласованию со студенче­скими общественными организациями один из этих комплексов было решено превратить в опытно-показательное строительство дома-коммуны на 2000 сту­дентов.

Подробнее: КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. 2

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 10

Британский философ Р. Аллен в книге «Досуг: цель жизни и природа философии» точно отметил, что в современном обществе люди воспринимают жизнь в терминах «work» и «non-work»[1]. Работа стала для современного чело­века единственным смыслом жизни. Человек полностью погружен в работу, у него не остается времени, сил, да и желания для чего-то иного, лежащего за пределами работы. И поэтому это наиболее искусственная форма жизни, в которой субъект растворяется в деятельности, как растворяется медная монета в стакане серной кислоты.

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 10

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 8

Только работа делает осмысленным земное существование! Работа выше познания, выше всего, что может иметь хоть какую-то ценность. Это абсолют­ная апология труда. Очень откровенное признание бессмысленности жизни, вообще всего сущего вне труда. Однако в этих словах забыто, что труд — это, прежде всего, трудное, тяжелое, неприятное, вынужденное. Забыт, можно ска­зать, библейский исток этого состояния: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 8

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 9

Как уйти? Через обретение смысла, через поиск смысла и, в конце кон­цов, через погружение в осмысленную деятельность. Другого пути для смерт­ных нет. Действительность вообще осмысляется посредством деятельности. Деятельность — вот что придает смысл действительности. А поскольку любая деятельность, если это деятельность, есть целенаправленная деятельность, то она и осмыслена тем самым. Целенаправленность придает смысл деятельности, которая всегда освятит смыслом любую жизнь.

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 9

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 7

Тайна деятельности

«...верю в чудеса, в преображенный мир, но толь­ко на время как вспышку вечности, а то есть еще труд, который во времени.»

М. Пришвин. Дневники. 1905 —1947. 15 авг. 1941

«И возненавидел я весь труд мой, которым тру­дился под солнцем...»

Книга Экклесиаста (2:18)

Можно ли Сизифов труд назвать трудом в подлинном смысле этого слова? Что вообще делает Сизиф, как это можно обозначить? Если считать труд чем- то «трудным», то, конечно, это труд. Но если понимать под трудом не только тяжелую, вынужденную, неинтересную и бессмысленную работу, но и нечто духовно возвышающее, приносящее удовольствие и удовлетворение, то, конеч­но, это не труд, а проклятие, унижающее всякое мыслимое достоинство.

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 7