Каталог статей.


СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 9

Как уйти? Через обретение смысла, через поиск смысла и, в конце кон­цов, через погружение в осмысленную деятельность. Другого пути для смерт­ных нет. Действительность вообще осмысляется посредством деятельности. Деятельность — вот что придает смысл действительности. А поскольку любая деятельность, если это деятельность, есть целенаправленная деятельность, то она и осмыслена тем самым. Целенаправленность придает смысл деятельности, которая всегда освятит смыслом любую жизнь.

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 9

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 8

Только работа делает осмысленным земное существование! Работа выше познания, выше всего, что может иметь хоть какую-то ценность. Это абсолют­ная апология труда. Очень откровенное признание бессмысленности жизни, вообще всего сущего вне труда. Однако в этих словах забыто, что труд — это, прежде всего, трудное, тяжелое, неприятное, вынужденное. Забыт, можно ска­зать, библейский исток этого состояния: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 8

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 6

Итак, «мир не нужен», «мир никому не нужен», этот бесцельный и бес­смысленный мир — вот что открывается, когда приходит скука. Не страх смер­ти, который тоже может парализовать любую активность, но ужас бытия. Это парадокс, так как мы привыкли считать, что только ничто вселяет страх и ужас, ничто, в котором тьма и неизвестность. А здесь совсем-совсем другое. Здесь свет и известность, и именно это и вызывает оторопь и ужас.

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 6

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 7

Тайна деятельности

«...верю в чудеса, в преображенный мир, но толь­ко на время как вспышку вечности, а то есть еще труд, который во времени.»

М. Пришвин. Дневники. 1905 —1947. 15 авг. 1941

«И возненавидел я весь труд мой, которым тру­дился под солнцем...»

Книга Экклесиаста (2:18)

Можно ли Сизифов труд назвать трудом в подлинном смысле этого слова? Что вообще делает Сизиф, как это можно обозначить? Если считать труд чем- то «трудным», то, конечно, это труд. Но если понимать под трудом не только тяжелую, вынужденную, неинтересную и бессмысленную работу, но и нечто духовно возвышающее, приносящее удовольствие и удовлетворение, то, конеч­но, это не труд, а проклятие, унижающее всякое мыслимое достоинство.

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 7

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 5

В скуке более всего ошарашивает бесцельность, какая-то наглая и вопию­щая бесцельность всего нашего существования, одним взмахом перечеркиваю­щая все деловую и высококоньюнктурную прагматику жизни.

Подробнее: СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СИЗИФА. 5