Каталог статей.


наш север. 30

В этом письме старшему другу-святителю (от 1 августа 1843 г.) он рассказывает о первом путе­шествии по обширнейшей епархии, совершён­ном уже в епископском сане, когда двадцать пять дней пришлось провести ему под открытым небом в сильные морозы, целую неделю ехать в совершенно безлюдных местах, по заснеженной тундре и сопкам, поистине, как пишет апостол Павел - скитаясь «в милотях и козьих кожах, тер­пя недостатки, скорби, озлобления... по пусты­ням и горам, по пещерам и пропастям земным».

Это путешествие закончилось благополучно, как подытоживал святитель, обращаясь к митропо­литу Филарету: «Благословен Господь, хранящий меня во всех путях моих!».

***

Позади к тому времени были десять лет слу­жения на Уналашке, потом пять на Ситхе, где обитали колоши, народ индейского происхожде­ния, в отличие от алеутов — гордый, воинствен­ный, который поначалу не принимал христиан­ства и с подозрением относился ко всему, что ис­ходило от русских.

После пятнадцатилетнего пребывания во вла­дениях Русской Америки, о. Иоанн пришёл к мысли укрепить и расширить миссионерскую деятельность среди местных народов, и для даль­нейшей их христианизации организовать по­стоянную миссию.

Для этого он решил сам отправиться в Петер­бург, где также намеревался просить разрешения печатать свои переводы на алеутский язык (сре­ди них Катехизис и Евангелие от Матфея), дабы могли прославлять, как говорится в акафисте свв. Мефодию и Кириллу — «вси людие на сродном им языце единого всех Господа» (икос 5).

Отправив семью в Иркутск, он с младшей доче­рью Фёклой выехал морем из Новоархангельска (о. Ситха) в Петербург, 8 ноября 1838 года. Это путешествие, через Южную Америку, Тихий и Ат­лантический океаны длилось более шести меся­цев, 22 июня 1839 года корабль прибыл в Крон­штадт...

И здесь снова, Промыслом Божиим, жизнь о. Иоанна Вениаминова делает очередной пово­рот. Из Иркутска приходит неожиданная весть о кончине супруги Екатерины Ивановны, и святи­тель Филарет Московский, с которым они креп­ко, сердечно подружились, предлагает ему при­нять монашество.

Весной 1858 года архиепископ Иннокентий был включён, Высочайшим указом, в состав рус­ского посольства по определению границы меж­ду Китаем и Россией по реке Амур.