Каталог статей.


наш север. 28

Я же отправился на некоторое время на бли­жайшие острова для проповедания Слова Божия и по возвращении своём увидел Смиренникова и спросил его: «Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они при­нять меня?» — «Спрашивал, — ответил старик — Они, хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?» — Так пойдём, я приведу к ним».

 

Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, — рассказывает далее о. Иоанн, — какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что, ежели в самом деле, подумал я, увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? и как я пой­ду к ним? ведь я же человек грешный, следова­тельно, и недостойный говорить с ними, и это было бы с моей стороны гордостью и самонаде­янностью, если бы я решился идти к ним; нако­нец, свиданием моим с ангелами я, может быть, превознёсся бы своею верою или возмечтал бы много о себе...

И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление как старику Смиренни- кову, так и его собратьям-алеутам, чтобы они бо­лее не называли Смиренникова шаманом».

***

Отец Иоанн Вениаминов очень радовался усердию алеутов, редко кто из них уклонялся по лени или нежеланию от говения и «очищения со­вести», как часто говорили тогда (мы сегодня, увы, не употребляем этих слов для призыва к та­инству покаяния, предпочитая нейтральный си­ноним «исповедь» - а зря!). Так как пища абори­генов всегда одинакова (рыба - мясо), то они, чтобы отметить пост, в дни говения совсем ниче­го не ели. Во время богослужения они стояли внимательно и настолько неподвижно, что мож­


 

но было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме. Многие были большими молит­венниками, что часто обнаруживалось лишь слу­чайно или при их кончине. К священникам пита­ли преданность и любовь, и готовы были услу­жить им, чем могли... С распространением хрис­тианства стало прекращаться многожёнство и внебрачное сожитие, меньше стало ссор и драк, а междоусобия, сильно распространённые до то­го, совсем исчезли.

***

В 1833 году о. Иоанн Вениаминов написал, обобщая опыт просветительской работы и обра­щения к православной вере аборигенов, книжку- пособие под названием «Указание пути в Царст­вие Небесное».

В начале, молитвенно обращаясь ко Христу, священник просит помощи, просвещения ума, а «слушающим же и читающим сие моё сказание даруй, да исполнятся любовию Твоею, просве­тятся познанием и утвердятся силою Твоею, и со­грей сердца наши Духом Твоим, и мы радостно и усердно пойдём по пути, который Ты показал нам».

Эта книга в последующем выдержала около пятидесяти изданий — на алеутском, якутском, алтайском, русском, церковно-славянском, монгольском и других языках. Написанная как огласительная беседа простым, ясным языком, понятным и для детей десятилетнего возраста, она содержит духовно-нравственные наставле­ния к познанию и усвоению Христова Благове­стив, постижению спасительной для человека Истины.

«Люди, — пишет святитель, — не для того сотво­рены, чтобы жить только здесь, на земле, подоб­но животным, которые по смерти своей исчеза­ют; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно. А жить с Богом могут только одни христи­ане, т.е. те, которые право веруют в Иисуса Хрис­та».

В заключение, в частности, говорится: «Итак, братие, если вы не желаете себе вечной гибели, то надобно обратить внимание на свою душу, на­до попещись нам о своей будущей участи. Мы знаем, что там, за гробом, всех людей ожидает то или другое и средины нет, — т.е. нас ожидает или Царствие Небесное, или ад... Только два различных состояния там, за гробом, - и также два пути и здесь, на земле (выд. здесь и да­лее в тестах мной. —Лет.). Один путь — широкий, гладкий и ровный, лёгкий, и много идущих по нему; а другой путь — узкий, колючий и трудный. И счастлив, стократно счастлив тот, кто идёт по узкому пути: потому что он ведёт в Царствие Не­бесное».

Этот замечательный труд издаётся доныне, а учитывая наше время, когда подавляющее боль­шинство сограждан являются «младенчествую- щими в вере» (как выражался святитель), она весьма актуальна и сегодня.