Каталог статей.


Работа руководителя предприятия в условиях реформ

Несмотря на то, что бизнес ассоциируется со стабильностью, перемены все же необходимы. Свежие идеи, инновационные технологии, привлечение новых специалистов помогают компании развиваться. В тоже время привычный ритм деятельности, хорошо изученные приемы, проверенные партнеры и постоянная клиентская база дают возможность работать без чрезмерных усилий, а любые нововведения — это шаг в неизвестность, и нет ничего удивительно в том, что они часто воспринимаются скептически. Как правило, сторонники изменений оказываются в меньшинстве, и даже если автором реформ является собственник или первый руководитель компании, воплотить свои начинания в жизнь и преодолеть сопротивление всего остального коллектива очень непросто.

 


Что же необходимо сделать, чтобы внедрить инновации и сохранить благоприятный рабочий климат? В первую очередь нужно точно определить своих сторонников, противников и людей колеблющихся, которых можно заинтересовать и привлечь на свою сторону. Конечно, многие руководители предпочитают действовать напролом и всех бунтовщиков, либо «ломать через колено», либо вообще не держать в своей команде. Но такой подход вряд ли оправдан: постоянно недовольные, но вынужденные это скрывать сотрудники, скорее всего, будут действовать исподтишка, что впрочем может принести даже больше вреда, чем открытое сопротивление.


Сообщение о инновациях нужно тщательно подготовить, лучше идею внедрять постепенно, обговаривая ее необходимость на различных собраниях. Очень важно и согласие всех лидеров компании, так как только руководство может инициировать перемены, и раскол среди ведущих специалистов и топ-менеджеров — первый шаг к провалу любого ответственного дела.


Если же руководитель принял решение о реформах, информация должна быть всеобъемлющей, здесь нельзя допускать недосказанности и каких-либо двояких толкований. Сразу же необходимо подготовить ответы на возможные вопросы, причем озвучить их не только устно, но и письменно. Сокрытие любых, даже кажущихся руководителю незначительных сведений, может породить массу домыслов, слухов и предположений. Будьте готовы к тому, что нововведения воспримутся как действия, направленные против конкретных лиц.


Приняв решение, руководителю придется проявлять твердость, иначе волна критики сметет не только данную реформу, но и все последующие начинания.


Если реформы носят масштабный характер, необходимо разработать четкий план действий, с перечнем мероприятий, сроков и ответственных за каждый участок работы. Естественно такой график не может быть только декларацией, руководителю необходимо регулярно собирать коллектив или его представителей и обсуждать выполнение поставленных задач.


При любых нововведениях всегда есть категория пострадавших. Первому лицу компании необходимо это учитывать и быть готовым компенсировать эти потери. В данном случае речь идет не столько о материальной компенсации, хотя и это тоже возможно, как о создании новой мотивации для сотрудников. Не забывайте о человеческом факторе и подготовьте ответы на все «неудобные» вопросы.


В большом коллективе обязательно существует «пятая колонна», то есть люди, чье мнение всегда идет вразрез с решением руководства. Естественно, в частной фирме такое поведение могут позволить себе далеко не все сотрудники, а только совладельцы и ведущие специалисты. Предвидя их недовольство, придется заранее разработать ряд мероприятий. Если сформулировать их цели, то они достаточно просты: противников реформ можно либо лично заинтересовать, либо представить их, как ретроградов или людей, сознательно ущемляющих интересы других сотрудников.


Проводя реформы, нужно помнить о статистике, которая говорит о том, что большинство нововведений не помогают достигнуть намеченной цели и спустя какое-то время приходится возвращаться к проверенным методам работы.


Заключительной стадией проведения реформ является подведение итогов, анализ ошибок, достижений, осознание общей эффективности новой методики и составление планов на будущее, которое, возможно, очень скоро потребует внедрения следующих инноваций.