Каталог статей.


Игры для детей, направленные на знакомство детей друг с другом.

Задолго до первого похода в сад у детей наблюдается стремление общаться не только со взрослыми, но и с такими же малышами, своими ровесниками или же мальчиками и девочками немного младше или старше. Успешность такого самостоятельного контакта оказывает влияние на множество аспектов: умение держать себя в обществе, отсутствие или наличие комплексов, стеснительности и зажатости, отношение к окружающим, скорость развития ребенка в целом, способность перенимать опыт. Эти факторы можно перечислять бесконечно, их неимоверно много. Для более эффективного общения двух малышей, их родители должны предпринимать попытки помочь им завязать отношения. Каждый шаг их контакта нужно контролировать до тех пор, пока дети сами не научаться правильно выражать свои желания и эмоции, делиться, уметь постоять за себя, выходить из возможных конфликтов, помогать, разграничивать свое поведение.
Для развития навыков общения и взаимодействия предложите детям поиграть в игры. Детям будет весело, а в процессе игры будет постепенно налаживаться способность установки контакта с другими людьми.

рекомендуем недорогой техцентр
«Назови себя» 
Цель: направлена на знакомство с окружающими и ускорении адаптации среди не виденных ранее людей.
Ход игры: Все садятся в круг, по очереди называют свое имя и немного рассказывают о себе. Есть вторая вариация этой игры, которая называется “Снежный ком”. Отличие заключается в том, что каждый последующий участник должен повторить еще и имена предыдущих, а завершается на первом, назвавшем свое имя - он должен повторить имена всех в круге.

«Ласковое имя» 
Цель: еще одно упражнение, направленное на знакомство. но уже включающее в себя игровой элемент.
Ход игры: Дети перебрасывают мячик и тот, кому его кинули, должен назвать одно или несколько ласковых имен (как называет бабушка, дедушка, мама, папа), а также необходимо запомнить, кто кому бросал мяч. Когда круг завершится, мяч передается в обратную сторону в обратном порядке и с упоминанием ласковых прозвищ.

«Давайте поздороваемся» 
Цель: стимуляция воображения, создание комфортной обстановки. 
Ход игры: Сначала взрослый, выполняющий роль ведущего, описывает, как можно здороваться с окружающими, при этом упоминая не только официальные, но еще и неформальные, шуточные. После этого ребята должны поприветствовать друг друга разнообразными способами: рукопожатием, прикосновение носами, щеками, несильными толчками плечом о плечо,. Также предлагается скооперироваться и придумать какой-нибудь свое действие, которое также будет обозначать слово “привет”.
«Встаньте те, кто...» 
Цель: направлена на развитие внимательности, а также на более глубокое знакомство с интересами других. 
Ход игры: Дается задание: «Встаньте те, кто... 
• кому нравится прыгать; 
• любит дождь; 
• есть сестра или брат; 
• увлекается собиранием паззлов и прочее. 
Тут роль ведущего не обязательно выполняет взрослый, можно дать такое поручение одному из детей По окончании игры подводятся ее итоги посредством вопросов, связанных с озвученными ранее заданиями, причем можно даже комбинировать из двух или трех компонентов. Это и есть тест на наблюдательность, а каждый вопрос задается какому-то одному ребенку и если он не ответил, можно его переадресовывать или же просить помочь остальных детей.
рекомендуем недорогой техцентр
«Представь свое имя в движении» (с 6 лет) 
Цель: еще одна игра на адаптацию и узнавание нового коллектива, самовыражение, а также формирование чувства единения. 
Ход игры: Ребята по очереди совершают некие жесты или движения, по которым можно будет угадать их имя. Задание принесет больший эффект, если, помимо всего прочего, вплести в эту игру “Снежный ком”, а котором рассказывалось выше, только повторять нужно в том числе и движения. 
«Представься с помощью куклы» (с 5 лет) 
Цель: способствует адаптации стеснительных детей.
Материал: две разнополые куклы-перчатки.
Ход игры: Ребенок надевает на руку куклу и с ее помощью рассказывает о себе в первом лице. Детям постарше можно предложить работу в третьем лице: “Этого мальчика зовут … Ему … лет”. Окружающие могут (и должны) интересоваться у куклы какими-либо подробностями, предпочтениями.
«Переходы» 
Цель: обратить внимание на сходства и различия во внешности дошкольников.
Ход игры: 
А) Дети внимательно смотрят друг на друга, после чего усаживаются на стулья в ряд или полукругом таким образом, чтобы слева направо располагались оттенки волос от самого светлого к наиболее темному.
Б) Аналогично с предыдущим заданием, только теперь во внимание берется цвет глаз. Можно повторить с ростом, цветом одежды.

«Опиши друга» 
Цель: повышение внимательности к деталям и развитие умения описывать характерные внешние признаки.
Ход игры: игра производится попарно. Не глядя на партнера, в идеале стоя друг к другу спиной, ребенок должен максимально точно описать внешность и облачение своего товарища в паре. Выполняющий роль ведущего сравнивает произносимое с оригиналом, проверяя правильность названных деталей. 
«Что изменилось?» 
Цель: развитие внимательности
Ход игры: Выбирается тот, кто будет водить. Он покидает помещение на оговоренное заранее количество времени или же до разрешения войти. Пока он отсутствует, некоторые дети меняют что-то в себе, меняются одеждой, пересаживаются с места на место или меняют позу (не более 2-3 перемен за раз). Возвращается выбранный ребенок и он должен определить, что и в ком изменилось. Затем наступает очередь кого-то другого.
«Мое настроение» 
Цель: формирование описательного навыка, частности описание своего настроения, обучение сопереживанию
Ход игры: Каждый ребенок должен рассказать другим о своем настроении. Это можно сделать посредством рисунка, провести сравнение с каким-либо предметом или даже цветом, продемонстрировать какими-либо движениями - вариаций масса.

«Передача чувств» 
Цель: обучить без слов передавать свои чувства
Ход игры: Игра представляет собой нечто вроде “испорченного телефона”, только тут ставится несколько иная задача. На ухо первому ребенку в цепочке шепчется какая-либо эмоция (или же он выбирает ее сам), а он уже объясняет загаданное посредством невербальной коммуникации. По завершении производится дискуссия на тему того, что за чувство передавалось.
«Цвета эмоций» 
Цель: повышение уровня выразительности, способствование усилению фантазии. 
Ход игры: Дети разбиваются на две группы, одна их которых загадывает какой-то определенный цвет, после чего пытается его продемонстрировать (указывать на цвет нельзя). Вторая команда, соответственно, пытается разгадать, о каком оттенке идет речь. После того, как называется правильная догадка, команды меняются своими функциями.
«Тихий разговор» 
Цель: развитие навыка передачи энного количество информации жестовым путем. 
Ход игры: одному из детей задается какая-то фраза, которую он пытается показать, а остальное - определить и назвать ее.
рекомендуем недорогой техцентр
«Собери пиктограмму» 
Цель: формирование навыка различать различные эмоциональные состояния по мимике собеседника. 
Ход игры: Всем участникам раздается паззл - разрезанная картинка с изображением какого-либо эмоционального состояния. Его нужно собрать быстро и правильно, а впоследствии невербально передать получившееся другим детям, которые должны будут отгадать пантомиму.
«Подарок другу» 
Цель: развитие жестовой передачи характеристик вещей. 
Ход игры: Выбирается ребенок-”именинник”, все остальные невербально поздравляют его и изображают, что дарят “подарки”, передавая его габариты, назначение и внешние характеристики посредством движений, а “поздравления” производятся посредством мимики и телодвижений. 
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» 
Цель: умение демонстрировать свое настроение и эмоции посредством осязания, тактильных действий.
Ход игры: Дети разбиваются попарно, располагаются друг напротив друга, глаза закрыты. Упражнение разбивается на несколько этапов.
♦ Закрыв глаза, найдите руку напарника, попытайтесь произвести знакомство исключительно посредством ладоней, попытайтесь что-то узнать о сидящем напротив.
♦ Изобразите руками ссору между ними. 
♦ Руки хотят восстановить отношения, извиниться, вернуть былую дружбу.
Далее происходит обсуждение произошедшего, дети должны постараться описать эмоции, которые они испытывали на каждом из этапов.

«Передай улыбку по кругу» 
Цель: передача друг другу ощущений. 
Ход игры: дети становятся рука об руку, держатся за них и должны по цепочке улыбнуться, передав улыбку по кругу.
«Сижу, сижу на камушке» 
Цель: усиление чуткости, сопереживания. 
Ход игры: Несколько человек садятся на корточки и накрывают чем-то голову. Остальные образуют вокруг присевших круг и поют:
Сижу, сижу на камушке, 
Сижу на горючем, 
А кто ж меня верно любит, 
А кто ж меня сменит, 
Меня сменит-переменит, 
Еще приголубит? 
По завершении песни кто-то из детей может приблизиться к горюющему, выразить ему сочувствие, пожалеть (можно вербально). После этого жалевший занимает место “приголубленного”. Выходит кто-то еще и производит аналогичные действия.

«Эмоции героев» 
Цель: обучение оценке происходящего, развитие сочувствия. 
Ход игры: В отличие от большинства упражнений, рассмотренных ранее, это лучше всего делать с одним или несколькими детьми.
Взрослый (или уже достаточно бегло читающий ребенок) зачитывает дошкольникам сказку. Перед чтением каждый из детей получает небольшие рисунки-карточки с эмоциями. Пока читается текст, ребенок слушает и отделяет от общего количества карточек те, которые, по его мнению, лучше всего характеризуют эмоции героя в том или ином эпизоде. Когда сказка заканчивается, дети поочередно рассказывают, какая из отобранных карточек к какому моменту относится и почему. С учетом специфики задания, текст должен быть небольшим и максимально простым, чтобы не запутать детей.
Этюд на различные позиции в общении. 
Цель: постановка детей в разные положения при общении, дабы они смогли прочувствовать разницу. 

рекомендуем недорогой техцентр
Ход игры: Дошкольники распределяются попарно и начинают общаться на интересные им темы, например: “Любимая сладость”, “Внешность родителей”, “Самая любимая игра” и т.д. При этом позиция, в которой ведется диалог, постоянно меняется. Оба на стульях друг напротив друга, один на полу, второй на стуле, стоя спиной друг к другу - вариаций множество. По истечении времени беседа прекращается и у ребят интересуются, какие эмоции, чувства, настроение возникли во время разговора, в какой позиции это происходило и в какой момент диалог доставил больше всего удовольствия.

«Интонация» 
Цель: повышение эффективности восприятия эмоций собеседника на слух.
Ход игры: Для начала взрослый объясняет детям, что такое интонация, приводит несколько примеров, возможно, с привлечением кого-то из группы. После дошкольникам вменяется в определенной очередности произносить разнообразные словосочетания и предложения с различной эмоциональной окраской, как положительной, так и отрицательной (зло, радостно, меланхолично и т.д.). Если дети предрасположены, можно разыграть сценку с игрушками, постаравшись максимально достоверно передать различную интонацию.

«Рисование» 
Цель: формирование и развивание эмпатии, креативности. 
Ход игры: Дошкольникам предлагается нарисовать доброе, можно даже несуществующее животное, дать ему кличку, одарить какой-нибудь особенностью в области понимания окружающих. Средство рисования не имеет значения, работу можно одинаково хорошо выполнить как цветными карандашами, так и акварелью. По завершении проводится выбор самого доброго персонажа, а для владельца победившего рисунка можно даже подготовить какую-нибудь награду, например, медаль из картона.
В статье были использованы выдержки из пособия Л.В. Чернецкой «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников».

рекомендуем недорогой техцентр