Каталог статей.


Настоящий детектив. 2

В другую крайность уходит “Мистер Холмс” (2015, Билл Кондон) с Иэном Маккелленом в заглавной роли. Он рассказы­вает параллельно две истории — об очень старом Шерлоке
уже в XX веке, который ведет одно из своих последних дел и, кажется, влюбляется, и об очень-очень старом Шерлоке, который живет в деревне, вспоминает свою жизнь, гото­вится к смерти и дружит с ма­леньким мальчиком. В фильме перебор мелодраматических элементов, и в целом он пере­стает быть собственно детекти­вом.

На телевидении существу­ет свой, гораздо более камер­ный и аутентичный, британ­ский “Шерлок” (2010, Марк Га- тисс, Стивен Моффат), кото­рый тоже по-своему, по-по- стмодернистски, пытается пе­реиначить знакомые правила не только на поверхности (ге­рои используют всевозможные современные гаджеты, доктор Ватсон ведет блог), но и в по­пытках сказать что-то новое в области киноязыка. Американ­ский сериал “Элементарно” (2012, Роберт Доэрти) делает доктора Ватсона женщиной, но, если не считать этого, а так­же некоторых пунктирных сквозных сюжетных линий, он остается наиболее адекватной адаптацией привычного “Хол­мса” со спокойной эпизодиче­ской структурой и дедуктив­ным методом расследования.

В то же время жанровую ни­шу, как, например, мелодраме или “ужастикам”, в силу своей специфичной “антизрелищно­сти” детективу занять сложно.

Возможно, такой жанровой нишей стал популярный в до-х особый сумрачный подвид де­тектива — с разных сторон рас­сматривающий взаимоотноше­ния с серийными убийцами. Еще раньше, в 8о-е, эту комби­нацию ярко и самобытно отра­ботал Брайан Де Пальма (“Оде-

 

тый для убийства”, 1980, “Про­кол”, 1981, “Дублерша”, 1984 и другие). 90-е начались с класси­ческого “Молчания ягнят” (1991, Джонатан Демми) и за­кончились поделками вроде “Целуя девушек” (1997» Гари Фледер) и “Власть страха” (1999, Филлип Нойс), а закры­ли декаду “Кровавое лето Сэма” (1999, Спайк Ли), “Американ­ский психопат” (2000, Мэри Харрон) и “Ганнибал” (2001, Ридли Скотт).

В 2013 году вышли “Плен­ницы” (режиссер Дени Виль- нёв) — новый бросок на эту тер­риторию. Фильм рассказывает историю отца, который берет правосудие в свои руки, когда его маленькая дочь пропадает, а подозрение падает на не со­всем здорового подростка. Чуть раньше в картине “Про­щай, детка, прощай” (2007, Бен Аффлек) зрителя долгими де­тективными лабиринтами ве­дут к непростой развязке: моло­дой частный детектив, рассле­довавший похищение девочки, узнает, что все было специаль­но разыграно двумя полицей­скими, пытавшимися спасти ребенка от ужасов жизни в не­благополучной семье. Фильмы похожи не только сюжетными ходами и крепкой режиссурой, но и неоднозначными вывода­ми; при этом оба автора стара­ются — визуально или Смысло­ве обогатить детективную ис­торию. “Пленницы” дарят зри­телю кадры чуть ли не рем­брандтовского накала.