Неделимость творчества.
Борис Хлебников
В марте 2009 года еженедельник “Die Zeit” начал публикацию серии статей, посвященную шестидесятилетию ФРГ и двадцатилетию объединенной Германии. Известные граждане страны рассказывали о знаменательных событиях собственной биографии и новейшей немецкой истории. Автором десятого выпуска юбилейной серии стал Гюнтер Грасс, написавший статью под названием “Когда мы хоронили Генриха Бёлля”.
2009 год был юбилейным и для Бёлля с Грассом, д ля каждого в отдельности и для обоих вместе. Тридцатидвухлетний Генрих Бёлль дебютировал романом “Поезд пришел по расписанию” в 1949 году, том самом, когда на территории послевоенной Германии появились два новых государства — ФРГ и ГДР. Известность молодого писателя росла невероятно быстро. За первое же десятилетие он опубликовал десять книг — романы, повести, сборники рассказов, сю!да же следует добавить огромное количество газетных и журнальных публикаций, многочисленные выступления на радио и телевидении. Все это сопровождалось ростом авторитета Бёлля как активного гражданина и общественного деятеля, не боявшегося конфликтов и острой публичной полемики. Его известность вышла за пределы Германии, в конце 50-х его, еще до выхода в свет романа “Бильярд в половине десятого”, впервые назвали возможным претендентом на Нобелевскую премию.
Если Бёлль шел к широкому признанию стремительно, но все-таки шаг за шагом, год за годом, книга за книгой, то Грасс достиг всемирной известности первым же скандальным романом “Жестяной барабан”. Упоминание о скандальности вполне уместно. Как ни парадоксально, именно она не только привлекла к роману повышенное внимание, но и спасла книгу от запрета. Вслед за шумным успехом на Франкфуртской книжной ярмарке осенью 1959 года жюри литературной премии города Бремена присудило ее автору “Жестяного барабана”, которому на эту пору исполнилось, как в свое время другому удачливому дебютанту, тоже тридцать два года. Однако решение жюри вызвало недовольство отцов горо-
© Борис Хлебников, 2017
да. Оно было отменено, что и спровоцировало шумный скандал, острый конфликт между сторонниками и противниками Грасса. Последние даже обратились в суд с требованием запретить книгу. Заявление надлежало рассмотреть Курту Боде, тогдашнему вице-президенту верховного суда земли Бремен, который несомненно удовлетворил бы требование заявителей, поскольку существовали свежие прецеденты с запретом известной трилогии Генри Миллера и набоковской “Лолиты”. Если бы не одно обстоятельство... Курт Боде был тем самым судьей, вынесшим неправосудный смертный приговор защитникам данцигской почты, о которых рассказывал “Жестяной барабан”. Курт Боде, сумевший после войны скрыть свое нацистское прошлое, понимал, что судебное разбирательство и, тем более, запрет нашумевшего романа привлекут пристальное внимание к его собственной личности, а потому не дал делу хода. Тот же еженедельник “Die Zeit” опубликовал в 2ооg году большую разоблачительную статью о бывшем данцигском судье.
Итак, в 2009 году Грасс отмечает две годовщины: десятилетие награждения Нобелевской премией и полувековой юбилей своего первого романа, который принес ему мировую славу. Тот памятный год, когда появились “Бильярд в половине десятого” и Жестяной барабан”, надолго связал имена их авторов. Обоих считали главными представителями новой немецкой литературы, Их так часто называли вместе, что когда Бёлль узнал, что ему присуждена Нобелевская премия, то новость вызвала у него поначалу недоумение: ему казалось, что наградить должны были сразу обоих. И Грасс этого не забыл. В 1999 году, сам только что став нобелевским лауреатом, он сказал: “Генрих был бы рад за меня”.,